РЭБ «Глушилка «КS-2»

РЭБ «Глушилка «КS-2»

Габаритные размеры с учетом магнитных ножек и разьемов под антенны: 350*250*110. Вес одного блока 7 кг.

Изделие состоит из:
• Генераторов помех работающих на частотах 420-450,500-600, 600—700 МГц — Блок А
• 720-840,830-940,950-1050 МГц. Блок Б
• 2 приточных и 2 вытяжных вентилятора, обеспечивают необходимое охлаждение генераторов и преобразователей напряжения в каждом Блоке.
• 2 преобразователя напряения
• Антенные и силовые кабели

В комплект поставки входят:
• Магнитные ножки корпуса, для крепления изделия на металличскую поверхность.
• Кабель питания на 12В., 24В. или 220В ( в зависимости от модели изделия) с кнопкой включения/выключения Глушилки.
• Магнитные основания для антенн, позволяют разносить антенны друг от друга , для их лучшей работы, и размещать корпус глушилки и в салоне автомобиля, а не на крыше автомобиля.
• Антенны на крышу авто с пружинами, менее подвержены повреждения от веток деревьев и прочих помех.
• Антенны клеверного типа ( опционально)

Таким образом, благодаря продуманной системе охлаждению (непрерывное время работы 3+ часов) , разнесённым антеннам ( не создают помех друг другу, работая на близких частотах) и остальным качественным комплектующим изделие «Глушилка «КS-2» является автомобильным РЭБом с широким диапазоном из всего представленного на рынке в данное время.

Инструкция по наиболее частым вопросам касательно РЭБ.

*РЭБ — радиоэлектронная борьба. Это комплекс РЭР-радиоэлектронной разведки + РЭП- радиэлектронного подавления и другого) В данной инструкции мы будем говорить именно о РЭП , но продолжим называть РЭБ, потому что всем так привычнее.

Первоочередное внимание в данной памятке уделено FPV-дронам (камикадзе).

Цель РЭБ: Суть работы РЭБ — в излучении шумового сигнала на рабочих частотах дрона, чтобы дрон потерял в этом шуме сигнал от пульта управления.
Глушится канал управления, а не видео. Видео глушить значительно сложнее, так как воздействие всегда должно идти на приёмник, который для видеоканала находится у оператора, т. е. на значительном расстоянии. Но в теории это возможно, просто технически сложнее. При этом детекторы дронов определяют дрон именно по сигналу видеоканала, иногда при этом показывая его рабочую частоту. Это знание бесполезно для целей глушения управления (так как частоты управления не всегда связаны с частотами видео).

Почему любой РЭБ не панацея.
Ни один РЭБ не может дать 100% гарантию защиты. Он лишь увеличивает шансы (как, к примеру, бронежилет).

Главное:
1. РЭБ должен поддерживать те частоты, на которых работает управление дрона. Например: если дрон летает на ELRS 755МГц, то РЭБ Ромашка-4 с рабочим диапазоном 720-1050 нам подойдёт. Дрон, работающий на частотах за пределами диапазона РЭБ — не будет подвержен его воздействию.
2. Правильно настроенный FPV дрон, при потере сигнала от пульта (когда сработает РЭБ) будет продолжать лететь по прежней траектории. Траектория может быть не совсем точна, дрон может снести ветром — это приведёт к промаху.Поэтому двигаться принципиально важно. Даже если дрон продолжит лететь по намеченной траектории, оператор не сможет скорректировать курс и скорее всего произойдёт промах.

Как выбрать РЭБ.

Основные характеристики:

Диапазон частот: Диапазоны дронов постоянно расширяются. В начале использовались стандартные частоты из диапазона 850-925МГц, затем из диапазона 750-1020, затем (на момент написания памятки) начали получать распространение частоты в районе 400МГц. Нужно постоянно искать информацию о текущей ситуации в телеграмме и прочих источниках (но не забывать относиться критически к любой информации).
Важно не путать частоты видеоканала и частоты управления

Мощность:
Ориентироваться надо на спектральную плотность излучения.
Считается она так: берется общая заявленная мощность РЭБ и делится на заявленный диапазон. Должно быть около или более 0.5 Вт/МГц (значение прикинуто опытным путем). Пример: Полоса 720-1050, мощность 210Вт. Спектральная плотность: 210 / (1050-720) = 0.64Вт/МГц. Это хорошо, так как больше 0.5 Вт/МГц.

Количество блоков (антенн)
Нужно обратить внимание на количество антенн, что равно количеству использованных модулей глушения. Реальность такова, что один модуль может закрывать полосу не более 100МГц. Соответственно для полосы 750-1020 будет 3 модуля и 3 антенны. Если на такую полосу торчит 1 антенна это весьма подозрительно. В теории может иметь место, но это будет значительно дороже и сложнее в изготовлении. Практика показала, что чаще это признак обмана в ТТХ. Помимо перечисленных, есть дополнительные факторы, которые не всегда можно оценить без спец. приборов, но которые могут значительно повлиять на эффективность РЭБ. Это, например: Качество антенн (КСВ, направленные свойства)

Способ подключения антенн — напрямую в блок или через кабель (при подключении через кабель, увеличивается вероятность брака или некачественного согласования).

Антенны, Способ охлаждения/длительность непрерывной работы.
Довольно обширная тема. Обычно используются антенны из комплекта РЭБ, но нужно понимать, какими свойствами они обладают.

Основные свойства антенн:

Рабочий частотный диапазон
Любая антенна физически рассчитана и изготовлена под определенный диапазон частот. Если изделие имеет в комплекте 3 антенны, каждая на свой диапазон, и менять их местами нельзя.
Если использовать антенну с неподходящим диапазоном, значительная часть мощности будет уходить обратно в РЭБ и превращаться в тепло, а излучаться будет малая часть.

Направленность антенны
Антенна может быть направленной, т. е. излучать в определенном секторе. В этом случае мощность помехи больше, чем у всенаправленной, ввиду концентрации всей мощности в одном направлении. Разумеется, при работе РЭБ антенна должна быть направлена в сторону цели. Направленные антенны обычно ставят на ручные РЭБ типа «ружей» и т. д. Всенаправленная антенна (например, штыревая антенна) излучает одинаково во все стороны. Такие антенны обычно ставят на РЭБ типа «купол». Однако надо помнить особенность штыревой антенны. Она не идеально всенаправленная, и над антенной имеется «мертвая зона», в которой излучение минимально.И через эту «дыру» сверху опытный пилот сможет спикировать с высоты и поразить неподвижную цель. Когда цель в движении ( автомобиль), сделать это сильно сложнее

Поляризация
Условно, плоскость в пространстве, в которой работает антенна. Может быть: горизонтальная, вертикальная, круговая. Зависит от типа антенны и её расположения.
Для штыревых антенн (которые встречаются чаще всего), поляризация означает расположение антенны в пространстве. т. е. вертикальная антенна имеет вертикальную поляризацию, горизонтальная (вдоль земли) — горизонтальную. Главное: антенна РЭБ и антенна дрона, на который идёт воздействие, в идеале должны иметь одинаковую поляризацию. Если поляризации противоположны (например, на дроне антенна горизонтально а на РЭБ вертикально) — воздействие РЭБ будет минимальным. Так как антенны на дронах могут располагать как угодно, антенну РЭБ рекомендуется наклонить под 45 градусов. В этом случае воздействие РЭБ будет снижено вдвое, но будет работать на обе поляризации.

Согласованность антенны
Другими словами, качество антенны. Обычно характеризуется параметром КСВ. Чем ближе этот параметр к 1, тем лучше. Хорошее значение для антенны РЭБ это до 2.
Чем хуже согласованность, тем меньше мощности излучается и тем сильнее греется блок РЭБ. Например, при КСВ 2, теряется примерно 10% мощности излучения.
КСВ зависит от частоты, его указывают для рабочего диапазона антенны. Вне диапазона этот параметр значительно ухудшается. Так же параметр ухудшается при наличии сбоку или сверху антенны (на расстоянии порядка размера самой антенны) металлических конструкций. Подстилающая поверхность может быть металлом, в большинстве случаев антенны на это рассчитаны (т. е. штыревую антенну можно ставить на кузов авто и т.д.)

Контроль за работой РЭБ.
Всегда надо иметь при себе анализатор спектра, например tinySA Ultra или SA6 с антенной типа «Мастерок». С его помощью контролируется работа РЭБ — есть ли вообще излучение, не отвалился ли какой-либо блок (тогда часть диапазона выпадет) и т. д. Другие показатели, такие как: горящая лампочка на РЭБ, работа вентилятора, нагрев — не являются гарантией работы.

Дальность подавления — параметр который все хотят слышать (все, кто слабо разбирается в тематике). У одного и того же, хорошо работающего оборудования, она может быть и 10 и 200 метров, в зависимости от условий.

Факторы, влияющие на дальность подавления:
• Расстояние от оператора до дрона — это главный фактор. Чем ближе оператор к дрону тем слабее воздействие РЭБ. Большинство РЭБ рассчитывается на дальность от оператора до дрона не менее 1км.
Если оператор использует ретранслятор, это фактически сокращает расстояние от оператора до дрона.
• Мощность РЭБ это не главный фактор по той причине, что зависимость имеет квадратичный характер. Другими словами, при увеличении мощности в 9 раз, дальность (в теории) возрастет не более чем в 3 раза.
Использование направленных антенн по сути увеличивают мощность излучения. Со стороны оператора использовать такую антенну намного проще, чем со стороны РЭБ, т. к. направление прилёта дрона сложно предугадать и выставить антенну РЭБ в этом направлении.
• Расположение РЭБ Неправильное расположение (установка) РЭБ может значительно снизить её эффективность. Ниже этот вопрос рассмотрен более подробно.

Установка РЭБ на технику/позицию.
Так как любой металл экранирует излучение, а так же плохо влияет на параметры антенны, необходимо, чтобы по бокам и сверху антенны не было металлических конструкций. Например, нельзя ставить антенну под металлическую решетку, или вдоль борта авто (даже частично).
Нельзя ставить РЭБ в яму или даже на уровень земли, это снизит её эффективность. Желательно максимально (в пределах разумного) поднять РЭБ над землей.Если надо дополнительно как-то зафиксировать, подпереть антенну — использовать веревки, дерево, пластик. В общем не металл, не проволоку.
Удлинять коаксиальным кабелем от блока РЭБ до антенны — не рекомендуется. Потери в кабеле, на соединениях (зачастую сложно проконтролировать их качество) снизят полезную мощность.

Поляризация антенны (расположение) на дроне может быть как вертикальная, так и горизонтальная. В этих условиях, антенну РЭБ лучше ставить под 45 градусов. Тогда РЭБ будет подавлять обе поляризации, хоть и хуже чем какую-то одну (когда антенна чисто вертикально или горизонтально).

При питании РЭБ от бортовой сети, желательно измерить напряжение при включенной РЭБ. Оно может значительно просаживаться, а это может приводить к малой эффективности РЭБ.
Если диапазон питания РЭБ позволяет подключить её к некоторому диапазону (например, 12-36В), то нужно стараться подключить к максимально возможному. Это понизит ток в проводке (при неизменной мощности).

Коммерческие дроны Для защиты от коммерческих дронов (DJI/Autel/..) характер РЭБ несколько иной. Это диапазоны 2.4, 5.2, 5.8ГГц. Диапазон 5.2 нужен обязательно, его используют и DJI и Autel.

Излучение РЭБ и здоровье.

Излучение производит нагрев тканей человека, что не может быть полезно.
По этому принципу работает микроволновка. Но в случае микроволновки — большая мощность (1000Вт) концентрируется в малом замкнутом объеме.
Типичный РЭБ имеет намного меньшую мощность и неограниченное пространство, по которому распространяется излучение, ослабевая при этом.
Поэтому серьёзно опасаться за своё здоровье не стоит, пользы РЭБ приносит значительно больше.
1. 900 МГц и выше это сверхвысокие частоты, они способны влиять на белковые структуры (пример микроволновка) но на очень близких дистанциях (ближе метра).
2. Длительное влияние высоких частот на организм и наследственность со слабыми уровнями сигналов мало изучено, поэтому перестрахуемся.
3. За потенцию переживать не стоит, это миф
4. Железо Вас хорошо защищает от излучения (даже крыша легковой машины)

Резюмируем:
Основное излучение идет не от купола или ружья, а от его Антенн.
На минуты можно подходит к антеннам без опасений на 50 сантиметров.
На десятки минут можно без опасений быть на 1.5 метра от антенны
На несколько часов желательно отодвинуть РЭБ на 5 метров от себя
Через крышу машины сигнал безопаснее (купол внутри, антенны снаружи) Через броню ставьте хоть постоянно над головой, через крышу легковой машины можно включать на десятки минут.
Если поднимаете РЭБ над головой (например Вы в блиндаже, а он сверху) то 1.5 метра от головы до РЭБ антенны будет достаточно.

Когда включать РЭБ.
Желательно активировать РЭБ в момент предполагаемой опасности (приказ, сигнал с детектора дронов, выдвижение в опасный район). Не все модели РЭБ могут работать в непрерывном режиме, некоторые могут перегреваться и отключаться (или просто сгорать).
Основной недостаток постоянно включенной РЭБ — это проблемы для своих же расчётов БПЛА. А так же привлечение излишнего внимания со стороны РЭР (разведки) противника.

Тактику использования РЭБ обязательно обсудить и согласовать с грамотным командиром.

Излучение РЭБ и демаскировка позиций.
Существует стереотип, согласно которому после включения РЭБ, его тут же запеленгуют и по нему прилетит ракета. Это не совсем верно.
Никакая система пеленгации не даёт точных координат источника излучения, кроме того, ЛБС значительно насыщен системами РЭБ, тратить высокоточный снаряд на каждую из них никто не будет.

Контакты для связи

Уважаемые пользователи!
Данный функционал в разработке и скоро появится на сайте.